Узнать сонного водителя можно по... зрачкам

Австрийские врачи разработали оригинальную систему оценки степени усталости водителей, применение которой, по их мнению, позволит улучшить дорожную обстановку и сократить число дорожно-транспортных аварий, происходящих по вине полусонных водителей. В основе этой системы лежит измерение естественных колебаний ширины зрачков, частота которых, как показали исследования, зависит от активности центральной нервной системы человека.

В норме диаметр зрачка глаза человека постоянно меняется в ответ на мельчайшие изменения освещенности, практически не воспринимаемые зрительными центрами мозга. Амплитуда этих колебаний составляет около 0.3 мм. Усталость, как и наличие в крови алкоголя (выше 0.8 процента), вызывает нарушение зрачковых рефлексов, из-за чего частота колебаний диаметра зрачков резко увеличивается. Как показали сотрудники Департамента расстройств сна Государственной неврологической клиники города Граз, если у здорового выспавшегося человека диаметр зрачков изменяется в среднем 5-10 раз в минуту, то у человека, не спавшего ночь, частота изменений увеличивается до 15 в минуту. Соответственно, измеряя этот показатель (это вполне можно сделать с помощью портативных инфракрасных осциллометров, использовать которые могут даже люди без специального образования), можно оценить степень усталости человека и определить, может ли он вести машину.

“Мы уже опробовали метод инфракрасной осциллометрии зрачков для оценки работоспособности сотрудников учреждений с круглосуточным режимом работы, в частности банков, – рассказал в интервью корреспонденту “Reuters” доктор Герхард Шид, руководитель исследовательского коллектива. – Надеюсь, он окажется не менее эффективным и для оценки способности человека управлять машиной.”